Юн Лиана Ринатовна, воспитатель дошкольного образования
Из опыта работы: «Ознакомление детей с профессиями»Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, мы знакомим их с разнообразием профессий, показываем, как трудятся взрослые. Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Наша задача, как воспитателей, не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности. Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, мы выяснили, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью мы использовали диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика помогла нам выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему. Задачи трудового воспитания младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: -формировать положительное отношение к труду взрослых -воспитывать уважение к людям знакомых профессий -знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда Задачи трудового воспитания старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: -расширить представление детей о труде взрослых, результатах труда, общественной значимости; -сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества; -мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности; -развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях Шесть принципов, которые формируют у детей позитивное отношение к труду взрослых: 1. Принцип воспитывающего обучения: приобщаем детей к культуре труда, воспитываем у них уважение к людям разных профессий. 2. Принцип научности: используем научно обоснованные и апробированные на практике методики. 3. Принцип наглядности: опираемся на чувственный опыт ребенка, организуем наблюдения окружающей действительности. 4. Принцип систематичности и последовательности: усложняем материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему. 5. Принцип доступности: соотносим содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей. 6. Принцип осознанности: формируем у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижения. Используем разнообразные методы и приемы Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, используем разнообразные методы: • наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем); • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); • практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); • игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры). Но предпочтение отдаем практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. Знакомить детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает побуждать интерес детей к профессиональной деятельности взрослых, расширять у них представление о мире взрослых, формировать уважение к труду, обогащать словарный запас. И когда ребёнок подрастёт, детские впечатления смогут повлиять на выбор профессии. С такими профессиями, как повар, помощник воспитателя, медсестра, продавец; с предметами, которыми эти люди пользуются в своей работе я знакомлю детей в средней группе. Для этого организовывала сюжетно-ролевые и дидактические игры по этой теме. Далее знакомила детей с профессиями полицейского, военнослужащего, пожарного, учителя, почтальона, художника, строителя, модельера, закрепляла и углубляла знания о профессиях, с которыми дети знакомились в средней группе. Свою работу строила на основе методики Т. И. Гризик по познавательному развитию. Беседы с детьми о какой-либо профессии, сопровождала загадками, стихами; проводила сюжетно-ролевые игры («Показ мод», «Нарушители порядка», «Школа», «Смелые пожарные», «День Победы») и дидактические игры с использованием ЭОР («Угадай профессию», «Что лишнее?», «Определи профессию по предмету» и другие). Совместно с родителями создали презентацию «Все работы хороши», организовали «Встречи с интересными людьми». В конце года провела тематический досуг с участием родителей «Кем быть?». Такая работа вызвала у детей интерес к профессиональной деятельности взрослых, позволила сформировать и систематизировать представление детей. Предлагаю вам игровые упражнения, которые помогают детям знакомиться с разными профессиями. «Определи профессию по предмету». Дети выбирают на экране предметы, которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности (расчёска, половник, указка, шприц, кисти, молоток, свисток). По предмету дети должны определить профессию, в которой предмет используется. «Угадай по результату профессию». Дети выбирают на экране изображение предмета-результата чьей-либо деятельности (сарафан, хлеб, дом, фотография, стол, торт). Дети должны назвать профессию и действия, которые выполняет человек этой профессии. «Что лишнее?» Воспитатель предлагает детям на экране 4-е картинки с изображением предметов-помощников (кастрюля, половник, тарелка, молоток). Ребёнок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. «Изобрази человека любой профессии». Дети стоят в кругу, в центре водящий. Дети произносят слова: Мы в профессии играем, По душе их выбираем. И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее. Чтоб не просто так мечтать, Кем ты, Вика, (Маша, Рома) хочешь стать? Водящий изображает действия- дети угадывают профессию. «Что напутал художник». На экране изображение людей разных профессий, занимающихся не своей деятельностью,например: медсестра шьёт платье, повар строит дом.Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник?», «Почему?». «Подбери картинку». На экране в первом ряду изображение людей разных профессий. Во втором ряду рабочие места (стройка, больница, школа, салон красоты, кафе). Ребёнок должен выбрать изображение из первого ряда, назвать профессию взрослого и подобрать изображение со второго ряда, соответствующего рабочего места, ответить на вопрос «Где может работать человек этой профессии?» Подводим итоги и оцениваем результаты работы: Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проводим итоговую педагогическую диагностику. Она показывает уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволяет скорректировать и спланировать дальнейшую работу. Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволяет освоить тему «Профессии», что становится начальной ступенью их социализации. 9 августа 2022 в 17:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.